Цыганское онлайн-радио и телевидение. Gipsy Voice Radio & TV

Первое в России
цыганское онлайн-радио и телевидение
Gipsy online Radio and TV

назад

Цыганская музыка

Цыганская музыка — это национальная музыка цыган, таборные и городские песни на родном языке — протяжные, любовные, плясовые, типа баллад и т.п. Цыганская музыка характеризуется обилием хроматизмов, особой экспрессивностью. Обнаруживает значительное влияние песенного искусства окружающих народов. Музыка различных народов, переосмысленная исполнителями-цыганами отличается яркой эмоциональностью, подчёркнутыми контрастами, чертами импровизационности. Под сильным влиянием исполнителей-цыган возникли особые стили — фламенко в Испании, вербункош в Венгрии. В России с начала 19 в. получили распространение цыганские хоры с певцами-солистами и гитаристами-аккомпаниаторами. В их исполнительской практике сложился особый жанр — цыганский романс.

Цыганский романс — жанр русской бытовой музыки, сложившийся в середине XIX в. и перенявший некоторые специфические черты исполнительской манеры цыган (импровизационную свободу “подачи” мелодико-ритмического рисунка, скандирование отдельных слов, гортанный способ звукоизвлечения, а также преувеличенную чувствительность, манерность и одновременно “лихую удаль”). Преимущественные темы и “сюжеты” цыганского романса — “роковая” любовь, разлука, “хмельное” веселье — нередко проникнуты ощущением грусти, иногда безысходности. Лучшие исполнители цыганского романса (В. В. Панина, Н. В. Плевицкая, Т. С. Церетели, И. Д. Юрьева, Н. С. Киселева (Ляля Черная), В. А. Козин, Н. А. Сличенко, Р. А. Волшанинова, С. А. Тимофеева, В. А. Пономарева и др.) придали этому жанру высокую художественную правдивость и неповторимое обаяние. Нередко яркими исполнителями цыганских романсов являются драматические актеры.

Цыганская музыка по праву считается самой разработанной темой в цыганологии. Ей посвящено много специальных искусствоведческих исследований, где накоплен богатейший фактический материал.

Во всех трудах подчёркивается, что цыгане от природы музыкальны, и что выступления на публике являлись традиционным средством их заработка. Однако, нигде не была должным образом зафиксирована мысль: самобытная цыганская музыкальная система появилась только в тех странах, где существовали профессиональные коллективы.

Таких систем насчитывается три:

  1. Музыка и танцы фламенко в Испании.
  2. Инструментальная музыка в Венгрии.
  3. Хоровое пение и танцы цыган России.

Именно в этих трёх странах выделились группы цыган, которые занимались в первую очередь искусством - они выступали при дворах вельмож, работали в тавернах, а позже ресторанах, арендовали специальные помещения для концертов. Именно эти люди создали то, что сейчас считается цыганским фольклором.

Во всех остальных регионах мира кочевые и оседлые цыгане прославились лишь как талантливые исполнители местной музыки - молдавской, украинской, турецкой, сербской и т.д.

Цыганская музыка включает таборные песни цыган, усвоенные и переосмысленные цыганами песни разных народов, живущих на территории стран, где кочевали цыгане, а также бытовую музыку европейской профессиональной традиции 18-19 вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл.

Исторические условия жизни цыган не содействовали формированию единого цыганского языка. Реально существуют группы диалектов и говоров, в которых общая, восходящая к санскриту и хинди основа зачастую трудно различима за напластованиями морфологических и лексических влияний, обусловленных местом обитания той или иной группы цыган. Существуют диалекты цыган-кэлдэрари (т. е. сербских, венгерских, греческих, молдавских и румынских цыган), халадытка-рома (т. е. цыган Центральной России), сэрвов (украинских цыган) и др. Общеиндийская основа пения прослеживается в основном в манере интонирования, вокального звукоизвлечения, характеризуемых гортанной подачей звука, его чувственно-экспрессивной окраской (что, видимо, связано с древними фонетич. особенностями речевого интонирования). В Испании этот тип пения называют voz afillб ("сырой", необработанный голос). Неподдающиеся строгой нотной записи мелизматика и глиссандирование, специфичные для исполнительной манеры цыганских певцов, связаны не только с индийской, но также с ближне- и средневосточными музыкальными традициями. Влияние последней ощутимее, чем индийской. С ней связан применяемый цыганами при исполнении музыки других народов лад с двумя секундами, т. н. цыганская гамма ("венгерская гамма"). На восточные корни указывает такое характерное и для таборной песни, и для цыганской интерпретации фольклора и профессиональной музыки других народов средство развития как вариантное повторение - импровизация. В типичных контурах этих импровизаций (очень медленно - быстрее - предельно быстро и резкая остановка), связанных с оргиастическим характером цыганских танцев, отразилась древняя индийская традиция использования музыки как магические средства. Общее в ладовой и ритмической сфере музыки различных цыганских диалектов также связано с восточной основой. Специфические каденции, как правило, включаются цыганами в любую исполняемую ими музыку, также как и мелизмы, глиссандирование. Цыганские пение и манеру интерпретации музыки других народов отличают ритмичная нерегулярность, свободная агогика, синкопы, пунктирные ритмы.

Таборная музыка бытует как вокальная, преимущественно одноголосная, без инструментального сопровождения. Существует 2 типа таборных песен: локи-диля (медленная, протяжная песня) и кэлимашки-диля (быстрая, танц. песня). Локи-диля, как правило, небольшая, состоящая из нескольких коротких четверостиший лиричная или бытовая песня, подчас социально окрашенная; характерные образы этого типа песен - шатры, кони, костры связаны с кочевым укладом жизни.

Крупные формы локи-диля – эпические сказания, баллады на исторический или сказочный сюжет, повествующие о подвигах цыганских богатырей ("Корбя" в кэлдэрарском фольклоре) или о трагичных ситуациях быта ("Патяняй" - баллада, повествующая о жене-отравительнице, которую убили собственные дети).

Цыганские баллады лишь недавно стали известны исследователям: в 30-е гг. 20 в. они были записаны у уэльских цыган, в 40-е гг. - в Венгрии, в 60-е гг. - в СССР (Р. С. и П. С. Деметерами). В тексте баллады, как правило, 30-40 строф, каждая строфа включает до 6-7 стихов, строфы могут отделяться друг от друга рефренами. В небольших лирико-бытовых локи-диля (напр., в песне халадытка-рома "Доханэ") музыкальная форма обычно куплетная. В балладах музыкальная форма сложнее, музыкальная строфа образуется из ряда музыкальных фраз разной протяжённости.

В плясовых песнях (кэлимашки-диля) текст обычно очень короткий - 1-2 четверостишия, а также 2-3 двустишия или четверостишие с двустишием-припевом, часто шуточного содержания. Текст плясовых песен многократно повторяется и целиком, и по частям (могут повторяться и отдельные слоги).

Для исполнения плясовых, а иногда и лирических песен характерны вскрикивания и возгласы, часто заимствованные междометия: в Испании - "Оле!", "Лёли!" ("Оле" - от Allah, перенято цыганами от арабо-испанских исполнителей); в Венгрии, на Балканах и в Молдавии, а также у трансильванских цыган - "Яй!", "Ха!", "Хэй!"; в России - "Ой", "Ай-да", "Ну!", "Нэ-нэ". Музыкальная строфа плясовых песен - обычно одно предложение (реже два), служащие и для запева, и для припева. Иногда (в более поздних песнях) образуется построение симметричного типа из 4 фраз (напр., сэрвская песня "Розовое яблочко").

Последний тип характерен для цыган Центральной Европы и Балкан и, очевидно, связан с влиянием нововенгерской песни. Хотя таборное пение в целом одноголосно, при исполнении кэлимашки-диля возможна специфическая гетерофония: основой мелодии ритмически контрапунктирует 2-й голос (исполнитель выкрикивает в синкопированном ритме, обычно на тонической приме, тот или иной слог). Одновременно танцующие хлопают в ладоши или пощёлкивают пальцами. К этому добавляются звуки примитивных ударных инструментов (тазы, котлы - что есть под рукой).

Таборные песни испытывали на себе воздействие музыкального фольклора тех народов, с которыми соприкасались цыгане. С другой стороны, музыка различных народов переосмысливалась исполнителями-цыганами. Жанры цыганской музыки, возникшие в результате скрещения с искусством других народов, не чисто вокальные, а имеют инструментальное сопровождение. В Венгрии и Испании бытуют и чисто инструментальные жанры.

Взаимодействовали также таборная цыганская песня и авторская бытовая музыка. В последнем случае различия национальных влияний на цыганмскую.музыку частично сгладились. Песни, вошедшие в репертуар популярных цыганских капелл и хоров, испытали воздействие общеевропейской музыки.

Ныне цыганская. музыка представляет собой синтез таборных песен, фольклорных элементов музыки различных народов и интернациональной популярной музыки. В зависимости от места обитания той или иной группы цыган, в цыганскую музыку. входят различные фольклорные элементы, что и создаёт непохожие диалекты цыганской музыки (резко различается музыка испанских цыган-фламенко и балканско-среднеевропейских цыган-кэлдэрари и т. п.). Вместе с тем, кочуя, цыгане обогащают фольклор разных народов. Так, у молдаван и грузин имеются одинаковые мелодии, которые цыгане также считают своими, например, мелодия кэлдэрарской баллады "Корбя".

В Венгрии цыгане-музыканты издавна находились при королевском дворе. В услужении у королевы Беатрис (15 в.) был цыган-лютнист. Людвиг II держал цыганского гитариста (16 в.). При дворе Изабеллы (16 в.) музицировали цыгане-фиделисты и гитаристы. В кодексе Кайони (1639) содержатся наиболее ранние записи цыганской музыки - 2 цыганских мелодий ("Dada Zingaricum", "Tikha Vgordonaczka" с текстом на смешанном цыгано-венгерском языке). Начиная с 18 в. получили популярность скрипачи-цыгане и цыганские капеллы. Для мелодики венгерских и трансильванских цыган характерны мажор и минор; влияние нововенгерской песни сказывается в приёме повторения мелодии на кварту или квинту выше. Основная ритмичность схемы нововенгерской песни (очень распространённая вообще в балканско-среднеевроп. фольклоре) и укоренились и в цыганской песне (напр., кэлдэрарская "Песня о ребре"). В кон. 18 в. в Венгрии сложился устойчивый тип инструментального цыганского ансамбля. Его основа - струнный ансамбль (в простейшей форме 2 скрипки и контрабас; в более развитых формах - струн. квинтет или секстет, кларнет и цымбалы). Первый скрипач был руководителем ансамбля и, как правило, умел играть на всех инструментах, входящих в состав инструментальной капеллы. Участники капелл способствовали популяризации многих инструментов, в том числе цимбал и скрипок. Особую популярность среди венгерских цыганских музыкантов приобрёл жанр вербункоша. Акцентная структура вербункошей обнаруживает их венгерское происхождение, однако ладовые особенности (звукоряд с 2 ув. секундами), а также пунктирные ритмы указывают на влияние цыганской интерпретации. Румыны из соседних с Венгрией районов называли вербункоши "tiganeasca", что указывает на цыган как распространителей этих произведений. Позднее (в 19 в.), когда в стиле вербункоша и чардаша (возникшего из быстрой части вербункоша) начали писать проф. авторы, оркестры венгерских цыган стали исполнять попурри из фрагментов популярных в городской среде авторских произведений. Как и вся цыганская музыка, эти попурри существовали в устной традиции, хотя их материал заимствовался из письменных источников. Композиторы-цыгане, часто не знавшие нотной грамоты, аранжировали произведения бытовой музыки и сами их виртуозно исполняли (Янош Бихари, Пишта Данко). Цыганские музыканты усвоили ладогармоничные и структурные нормы европейского профессионализма, что во 2-й трети 19 в. привело к формированию в цыганских капеллах специфического салонно- развлекательного, т. н. цыганского, стиля. Он был представлен романсом (со стереотипной любовной тематикой) и виртуозной танцевальной пьесой, предназначенной для слушания. Затем эти жанры были использованы в опереттах (И. Кальман и Ф. Легар) и в свою очередь испытали влияние оперетты. На этой основе возникла и широко распространилась цыганская эстрадная музыка, которую сочиняли и исполняли в составе цыганских капелл скрипачи Кароль и Андраш Бока, Ференц Патикариус, Кароль Фатьоль, Ференц Шаркёзи, а также цыганские династии исполнителей - Раж, Радич, Мадьяри, Коше, Бура, Лакатош.

В Испании песенно-танцевальное искусство цыган было неизвестно до середины 18 в., хотя цыгане эмигрировали в Испанию в 15 в. Искусство испанских цыган, вступив во взаимодействие с музыкальными традициями Андалусии, породило особый стиль фламенко (песенно-танцевальный жанры тона, сигирийя, солеа, саэта, поло и др.). С начала 19 в. в музицирование испанских цыган проникает гитара, тогда же появляются цыганские виртуозы-гитаристы, подобные венгерским странствующим цыганам-скрипачам и цыганам-певцам в России. Испанкие авторы тонадильи (жанра, популярного в театрах Мадрида в начале 19 в.) заимствовали от странствующих цыган-гитаристов народные напевы и мелодии старинных танцев. Творчеством испанских цыган начинают систематически интересоваться во 2-й пол. 19 в. С кон. 19 - нач. 20 вв. создаются постоянные цыганские ансамбли.

В России музицирование цыган стало популярным с кон. 18 в. В Петербурге и Москве распространение получили цыганские хоры (впервые такой хор был заведён графом А. Г. Орловым по примеру бессарабской и румынской знати). Внимание к цыганскому исполнительству объяснялось репертуаром цыганских хоров, включавших русские песни, аранжированные по нормам, привычным для слуха, и романтизированные благодаря включению в них восточных элементов. В 19 в. цыгане были известны как исполнители русских песен. Д. Н. Кашкин, К. П. Вильбоа, А. Л. Гурилёв считали цыганскую интерпретацию русской песни подлинно народной. Русская песня именно в интерпретации цыган получила в 19 в. известность в других странах. К цыганским относили даже входившие в репертуар цыганских капелл профессиональные произведения (от "Соловья" Алябьева до хора "Мы живём среди полей" из оперы "Пан Твардовский" Верстовского). Кочевые цыгане в России, вбирая в своё искусство фольклор различных областей страны и городскую песню, в определённой степени содействовали образованию единого интонационного сплава, который нашёл отражение в первых профессиональных песенных сочинениях (А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв, А. Н. Верстовский). В русские протяжные песни цыгане внесли не свойственные первоначально русскому фольклору интервалы, мелизматику, глиссандирование, синкопированную ритмику. Некоторые детали цыганского исполнительства (например, ускорение движения в плясовой песне к концу) стали восприниматься как явления характерно русские. В свою очередь, на музыку русских цыган повлияла ладовая переменность русской народной песни. Натуральный минор, частый в песнях русских цыган, а также переменный и дорийский лады указывают на влияние русского фольклора. Ритмичная стилистика русской протяжной песни не противоречила нерегулярности, свойственной локи-диля. В ряде случаев она лишь сгладила синкопичность цыганских мелодий в цыганских песнях, созданных в конце 19 в. ("Бродяга").

Русскому цыганскому хору аккомпанируют, как правило, 2 гитариста на 7-струнных (рус.) гитарах, получивших популярность благодаря цыганским виртуозам, один в качестве солиста импровизирует с прихотливой агогикой, резкими тембровыми и фактурными контрастами, другой даёт гармоничный фундамент; участники хора играют на бубнах. У украинских цыган (сэрвов) в 19 в. встречались ансамбли, включавшие, помимо гитары и скрипки, также аккордеон, духовые (кларнет) инструменты и барабан. Помимо таборной песни, у цыган, живущих на территории России, сложились так называемая таборная песня цыган (преломление таборных протяжных песен в городском вкусе, с использованием ладовых особенностей и масштабных пропорций песен типа "Среди долины ровный"), цыганская песня с ощутимым русским влиянием, которое проявилось в добавлении 2-го голоса, вторящего в терцию, а также в прибавлении хора, повторяющего припев с элементами подголосочной полифонии (чаще всего это плясовые, но также и лиричные песни, с использованием натуральных ладов - "Песня Ивы"); получили распространение русская песня в исполнении цыган (т. е. с внесением в неё свободной агогики, обострённых тональных тяготений, альтераций и мелизматики - "Не вечерняя"), цыганский романс. В репертуар цыганских хоров в России входили также романсы Гурилёва, Алябьева, Варламова, песни анонимных авторов на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова (в эти тексты добавлялись слова и типичные рефрены на цыганских диалектах). Цыгане и их музыка получили отражение в русской музыке и литературе (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов; Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой). Русские композиторы использовали в своих произведениях подлинные цыганские мелодии, а также создали собственные произведения в духе цыганской музыки. На рубеже 19-20 вв. на цыганскую музыку в России сильное влияние оказали оперетта и водевиль, что в большинстве случаев привело к дешёвой сентиментальности (цыганский романс), исчезновению социально-критического акцента в текстах, процветанию т. н. нигилизма в кабацком духе ("Топи тоску в море").

Начало научному интересу к цыганской музыку. положила книга Ф. Листа ("Des Bohйmiens et de leur musique en Hongrie", 1859). Однако за цыганской музыкой лист принял исполнявшиеся цыганами-виртуозами произведения бытовой национальной венгерской музыки, что было позднее отмечено Б. Бартоком и З. Кодаем. П. Сарасате в "Цыганских напевах" использовал испанскую тему, также ошибочно принимая её за цыганскую. Аналогично этому в России в 1-й пол. 19 в. "цыганскими", "таборными" называли рус. песни или авторские произв., исполнявшиеся хорами гор. цыган. Изучение русского и венгерского фольклора в конце 19 - начале 20 вв. заставило пересмотреть взгляды на цыганскую музыку. В это же время развёртывалась деятельность этнографов-цыганистов. Появились первые нотные записи подлинных цыганских мелодий. А. Герман в 1880-90-е гг. собрал плясовые песни трансильванских цыган, М. Марко - лиричные и плясовые песни цыган-кэлдэрари и цыган-ловари, живущих в Венгрии. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне 1939-45, венгерские собиратели братья Й. и А. Ченки записали множество цыганских песен. В СССР С. М. Бугачевский, А. И. Германо, В. Г. Кантя, И. И. Ром-Лебедев, Р. С. и П. С. Деметеры записали в 1960-е гг. эпические баллады цыган-кэлдэрари. Музыку русских цыган (халадытка-рома) и деятельность цыганских хоров в России изучал Б. С. Штейнпресс.

Возрождение цыганской музыки. в СССР, очищение её от так называемой цыганщины, коммерчески-ресторанных напластований произошло в 20-30-е гг. 20 в. В 1934 в Москве организован цыганский театрр "Ромэн" (в 1931-34 - Индо-ромэнский театр-студия); одним из инициаторов создания театра был композитор и собиратель цыганского фольклора С. М. Бугачевский. Возник новый жанр цыганской музыки - музыка к спектаклям драматического театра ("Чудесная башмачница" по Ф. Гарсия Лорке, 1941, и др.), сформировалась профессиональная композиторская традиция; созданы песни, отражающие современную тематику: песня П. С. Деметера о B. И. Ленине (1954), музыка H. M. Жемчужного к спектаклю "Горячая кровь" (т-р "Ромэн", 1979) и др. Вместе с тем не утеряно и искусство горячей таборной песни. Известность получили: певицы - Д. Д. Мерхоленко, C. А. Тимофеева, Н. С. Киселёва (Л. Чёрная), М. К. Михайлова. Б. А. (Рада) Волшанинова; певцы - народные артисты СССР Н. А. Сличенко; М. М. Шишков, В. С. Баглаенко, H. H. Волшанинов; гитаристы - заслуженные артисты РСФСР И. И. Ром-Лебедев; H. M. Жемчужный, В. Е. Поляков, В. Ф. Мелешко, И. Л. Портаненко (все - в театре "Ромэн"). Работает Ансамбль цыганской песни и пляски Владимирской филармонии под руководством H. M. Жемчужного (с 1959).

Другие статьи
 
© 2007—2017 Цыганское онлайн-радио и телевидение «Gipsy Voice». Цыганский сайт, gipsy, gypsy, цыгане.
Поддержка сайта — V.n.R Studio

Цыганские песни, цыганская музыка, romane gila, русская рома, цыганские ансамбли, цыганский сайт, gypsy, gipsy music, gipsy video, russian roma, romano radio, gipsy ensembles, gipsy tv, romska muzika